В историческом музее Верхней Пышмы открывается выставка художника Олега Вострецова

В историческом музее Верхней Пышмы открывается выставка художника Олега Вострецова

22.04.202113:31

Семейным увлечением верхнепышминцев Лилии Борисовны и Геннадия Яковлевича Вострецовых был спорт. Разделял эту страсть и их сын – будущий известный художник Олег Вострецов. Он родился 1 апреля 1960 года. Учился в школе № 33. Лыжами занимался в Среднеуральске у Александра Антоновича Скороходова, с которым поддерживал дружеские отношения до смерти тренера. Но увлечением, которое стало для него делом жизни, оказалась живопись.

Два наставника

С десяти лет Олег Вострецов занимался в изостудии Дома пионеров у легендарного Алексея Ивановича Латышова. После окончания восьми классов подал документы в Свердловское художественное училище имени И. Д. Шадра и в Нахимовское училище. Экзамены в «художку» уже начались, а вызов из Ленинграда пришел позднее. Так жизнь и помогла ему сделать выбор.

Учиться было непросто. Но упорный и трудолюбивый студент говорил своей одногруппнице Любе Сетовой: «Вот увидишь, у меня обязательно будут пятерки». После окончания училища в 1978 году молодого художника-оформителя призвали в армию. Но и там, в увольнении, Олег занимался живописью − в изостудии Дома культуры железнодорожников. Служа в штабе тыла Уральского военного округа, он имел возможность часто бывать дома, где его ждала Любушка. Они сыграли свадьбу 27 октября 1978 года. 8 июля 1981 года у них родилась дочь Анастасия.

Демобилизовавшись осенью 1981 года, О. Г. Вострецов устроился художником в художественную мастерскую Верхнепышминского городского парка культуры, которой руководил Р. З. Айбулатов, и проработал там до августа 1982 года, когда был зачислен на отделение монументальной живописи Московского высшего промышленно-художественного училища имени графа Строганова. Руководителем Олега Геннадьевича стал заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор А. Л. Орловский. Он никогда не «давил» на студентов, не пытался внушить им свое мнение как единственно верное. Уважение к своему учителю Олег Геннадьевич сохранил на всю жизнь.

Боевое крещение

Незадолго до окончания Строгановского училища семья Вострецовых путешествовала по городам Золотого кольца. Во Владимире «непреднамеренно, но осознанно» Олег Вострецов принял крещение вместе с дочерью в Успенском соборе, старейшем православном храме, выдающемся памятнике белокаменного зодчества домонгольской России, в котором сохранились подлинные фрески Андрея Рублева и Даниила Черного.

После успешной защиты дипломной работы О. Г. Вострецова распределили в Свердловский творческо-производственный комбинат Художественного фонда России, где он проработал с августа 1987 года по февраль 1999 года.

Еще до защиты дипломной работы О. Г. Вострецов участвовал в росписи казачьей церкви Святителя Николая, которую реставрировали на родине Любови Михайловны в Омске в тот момент иконописцы Наталья и Николай Богдановы. Художника Вострецова пригласил его сокурсник по училищу Шадра.

Программа росписей включала библейские сюжеты, выполненные в академическом стиле масляными красками. Как признавался Олег Геннадьевич, «мы не знали, как писать и что писать» − не хватало ни знаний, ни мастерства. Продолжением работы в Омске стало создание в 1991 году группой художников, в которую входил и О. Г. Вострецов, мозаики на фасаде часовни мученика Иоанна Воина. В этом же году О. Г. Вострецов вступил в Союз художников России.

Уральские иконописцы

Первые «пробы пера» в оформлении храмового пространства способствовали выбору творческого пути и тем самым воцерковлению Олега Геннадьевича. Рубеж 1980−1990 годов связан у него с освоением иконописной традиции, в первую очередь ремесла (технологии красок, техники живописи и т. д.). Решив посвятить себя служению Церкви, О. Г. Вострецов начинает создавать свою творческую концепцию, основанную на традициях московской школы конца XIV – первой половины XVI веков, которая позволила в дальнейшем осуществлению его многих проектов.

Возникла потребность натурного изучения памятников средневековой Руси. Вместе с женой и дочерью они много путешествуют по городам Золотого кольца. Чтобы быть ближе к этим старейшим городам, к любимой Строгановке, семья художника приобретает старый рубленый дом в Переяславле-Залесском, который на долгие годы становится местом, куда можно было приезжать для постижения образов древнерусского искусства. Художники посадили яблоневый сад, которым очень гордились, купались в Плещеевом озере, посещали монастыри и храмы и много работали. Здесь Олег Геннадьевич начал писать свои первые портреты и с удовольствием писал пейзажи.

Первая большая работа О. Г. Вострецова в Свердловске была осуществлена в период с 1993 по 1999 год для одного из самых старых храмов – Вознесения Господня. Он работает со своими единомышленниками В. Сысковым, Н. Шушалыковым, Т. Водичевой и, конечно, с женой, Л. Вострецовой.

По их инициативе в 1993 году в Свердловске состоялась выставка «Икона и авторские произведения», где были впервые представлены работы начинающих уральских иконописцев. Идею выставки поддержали Герман Селивёрстович Метелёв, заслуженный художник России, член Союза художников СССР, преподававший в художественном училище в годы учебы Олега и Любови Вострецовых, а также известный кузнец Александр Андреевич Лысяков, принимавший участие в реставрации многих храмов. Выставка имела успех.

На ней семья Вострецовых познакомилась с настоятелем храма Великомученика и целителя Пантелеимона отцом Димитрием (Байбаковым), который через несколько лет, в 1999 году, когда творческо-производственный комбинат закрылся и художники лишились средств к существованию, заказал им три иконы, а позднее пригласил благоукрашать строящийся храм. Для традиционного русского пятиярусного иконостаса Любовь Вострецова вместе с помощницами Е. Яговитиной и Е. Сучковой написала свыше семидесяти икон. Сам иконостас был выполнен по проекту ее мужа.

Признание и малая Родина

На протяжении всего своего творческого пути О. Г. Вострецов оставался «ревнителем древнего благочестия», радел за качество стремительно развивающегося церковного искусства. Вместе с группой художников-единомышленников в 1999 году он обратился в правление Союза художников Екатеринбурга с просьбой организовать секцию церковного искусства, и ему не отказали. Профессиональные качества художника-монументалиста, опыт работы и талант позволили О. Г. Вострецову создать впервые на Урале фресковую роспись в интерьере Свято-Троицкого кафедрального собора Екатеринбурга. Интерьер храма площадью более 2000 кв. метров он расписал совместно с художниками С. Поляковым и И. Пьянковым. Работа заняла девять лет и в 2013 году была выдвинута на соискание премии губернатора Свердловской области.

Последние годы жизни О. Г. Вострецов продолжал благоукрашать церковь Великомученика и Целителя Пантелеимона – расписал панихидную часть храма, проектировал киоты. Работая в мастерской, художник все больше обращался к пейзажу в технике яичной темперы. Его природные работы удивительным образом раскрывали панораму с видами монастырей, храмов, уголков среднерусской полосы. Особый интерес представляет серия картин, посвященных монастырю святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме, в которой по-особенному передается величие и тишина обители.

Свои работы художник Вострецов начал выставлять с 1988 года. Второй крупной выставкой, в которой он принял участие, была выставка «Церковное искусство Урала ХХ века: традиции и современность», открывшаяся в 2000 году. Не порывал Олег Геннадьевич связь и с художниками родной Верхней Пышмы, представляя свои работы на традиционных «Осенних вернисажах» в городском историческом музее.

Увлекшись еще в юные годы лыжным спортом, Олег Геннадьевич старался всегда найти время для лыж. Участвовал во многих соревнованиях лыжников-ветеранов, в том числе на марафонских дистанциях. 23 февраля 2020 года на Таганае он занял четвертое место. Через неделю был еще один марафон. 7 марта 2020 года Олег Геннадьевич решил принять участие в своем третьем марафоне в Первоуральске, но, не дойдя по регистрации, упал и умер: врачи диагностировали сердечный приступ.

Много еще мог сделать этот замечательный, трудолюбивый, скромный и просветленный человек. Добрая память о нем сохранится не только в сердцах всех, кто его знал, но прежде всего в его произведениях. Глубоко верующий человек, Олег Геннадьевич понимал, что искусство с добрым началом служит Богу: светское воспевает созданное им, а церковное передает образ творца. Он говорил, что икона хранит Истину, она окошко в духовный мир, и расценивал возможность писать иконы как божественный дар, считал, что каждое поколение поет свою песнь Богу. Свою песню художник Вострецов спел без фальши.

Редакция газеты «Красное знамя»

 

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.