Фильмы, которые стоит пересмотреть: «Небо над Берлином»

Фильмы, которые стоит пересмотреть: «Небо над Берлином»

26.10.201211:13

Некоторые люди мечтают стать ангелами. А некоторые ангелы – людьми. Именно об этом идет речь в фильме «Небо над Берлином», вышедшем в прокат в 1987 году.

Когда ребенок был ребенком, он мечтал:
 
…раскинуть крылья и лететь высоко над землей, задевая краями маховых перьев пушистые облака. Стремиться выше, дальше, нырять в небесной глубине, ловя восходящие воздушные потоки, и купаться в лучах ласкового солнышка. Всем телом ощущать свою невесомость и свободу, постепенно отдаляясь от мирских проблем и забот. Не жалеть ни о чем, пребывая в своем ослепительном, добровольном и таком притягательном одиночестве. 
 
Сверху видно, что земля круглая, что она – маленькая, что есть еще иные, неведомые миры, побывать в которых – мечта всей жизни. Казалось бы, в такой жизни очень много смысла, ведь свобода – истинное благо любого существа. Мир без границ, без замков, без боли и потерь. Так живут ангелы. Но счастливы ли они?
 
Ангелы – бестелесные и бесполые существа. Они не могут погладить собаку, ластящуюся у ног, они не могут поцеловать нежную возлюбленную, прикоснуться к книжному переплету. Наверное, они тоскуют по телесности материального мира, витая там, далеко, в эмпиреях. Им хочется ходить по земле, вдыхать аромат теплого бодрящего кофе, любить горячо и взаимно. Но может ли ангел отдать свои крылья и доспехи в обмен на обычную человеческую жизнь?
 
Дамиэль и Кассиэль, два небесных ангела, бродят по земле. Они заходят в дома, в библиотеки, летают над городом. Они записывают услышанные мысли людей, и рассказывают их друг другу. Постепенно ангелами овладевает чувство причастности к происходящему, но им хочется самим ощутить вкус человеческой жизни. Кассиэль пытается спасти самоубийцу, но ему это не удается. Нет большей печали для ангела, как невозможность сберечь человеческую душу. 
 
Дамиэль посещает передвижной цирк-шапито, где обнаруживает мечтательницу Марион, цирковую акробатку. Прицепив к спине белоснежные крылья, она качается на цирковой трапеции, взлетая то вверх, то вниз. Эти и многие другие людские истории видят ангелы с высоты своего полета и им нравится то, что они видят. Это так… по-человечески, так просто и так близко. Это – радости простого человеческого быта, которые так сладостно воспевает постромантизм. Кроме того, это – послевоенное время, когда мир только-только просыпается от своего угрюмого сна после безудержных метаний раскатистых битв. Недвижимо стоит Берлинская стена. Но ангелы, как легкокрылые свободные создания, могут ходить по обе стороны. Для них нет преград… но они стремятся попасть в эти человеческие границы. Видимо, есть какая-то тихая радость в том, чтобы жить, состариться и умереть. Смогли бы вы променять свои крылья, свободу и Вечность на короткое земное существование, полное человеческих переживаний и повседневности быта?
 
Режиссер Вим Вендерс дает нам очередной взгляд на проблему Великого Немецкого Духа. Для этого он снимает «Небо над Берлином», а затем и продолжение фильма – «Так далеко, так близко». Это история двух ангелов, спустившихся на землю. Это история людей, живущих в 80-е годы. Сложно сказать, о чем именно снят этот фильм, потому что арт-хаус – один из самых сложных жанров для истолкования. Можно вынести несколько предположений, но лучше уж смотреть. Видеоряд скажет сам за себя. 
Кинокартина очень длинна и затянута. Но в этом, наверное, суть. Очень сложно смотреть все то, что открывается перед глазами. Трудно воспринимать потоки сознания, перетекающие через весь фильм. Но, наверное, не труднее, чем читать «Улисса» Джеймса Джойса. 
 
Музыка в фильме создает тревожную, гнетущую атмосферу какой-то безнадежности. Фильм снят, по большей части, в черно-белых тонах. Предполагается, что именно так видят мир безрадостные ангелы. Ключевые моменты фильма, для придания наибольшей выразительности, сделаны в цветном отображении. По фильму Вендерса впоследствии было снято несколько ремейков, что говорит о том, что тема этого фильма оказалась близка. Странно, вроде бы, и фэнтези, но не вычурное, нет экшна, а лишь одни страдания, переживания. Очень много психологизма. Кого-то это может грузить. 
 
Это НЕ голливудский фильм. Но актерская игра, без сомнения, бесподобна. В фильме снимается неподражаемый Бруно Ганц, а также Отто Зандер и Питер Фальк. Наверное, невероятно сложно уметь так играть. Играть, как жить. 
 
Режиссер знает всю изнаночную сторону Берлина. Он показывает нам эти кадры таковыми, какие они есть, без приукрашивания. Фильм оставляет после себя депрессивный настрой и целый рой надоедливых мыслей.
 
Цитаты из фильма «Небо над Берлином»: 

 

· Когда ребёнок был ребёнком, он терпеть не мог шпинат, зелёный горошек, рисовую кашу и варёную цветную капусту, теперь он всё это ест, и не потому что его заставляют.  

Когда ребёнок был ребёнком, он однажды проснулся в чужой постели, а теперь это происходит с ним постоянно.

... тогда многие люди казались ему красивыми, а теперь лишь некоторые.    

... он имел ясное представление о рае, а теперь он о нём лишь догадывается.

... тогда он не думал о небытие, а теперь трепещет перед ним.

Когда ребёнок был ребёнком, его жизнь была вдохновенной игрой, а теперь вдохновение иногда посещает его во время работы…  

· Она тебя никогда не любила, а ты делаешь вид, что тебя любят.                                                                                                                                                                                      

· Время лечит все. А если само время и есть болезнь?     

· Радуйся, что тебя забыли. Ты наконец свободен.

· Времени не хватает! Это первое. Для труса время будет трусливым, для героя-героическим. Для шлюхи время-очередной обман. Если ты добрый, то и время твое доброе. Если ты торопишься, то время летит. Время-слуга, если ты его хозяин. Время твой Бог, если ты его собака. Мы создатели времени, жертвы времени и убийцы времени. Время безвременно. Это второе.

         

Связи
← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.