
Статьи
Страдай красиво: почему молодежь разговаривает матом?
Наша беседа была похожа на что угодно, кроме классического интервью. Встретились опытный школьный психолог, подросток и журналист, окончивший школу 12 лет назад. Вы даже не представляете, насколько велика пропасть между этими тремя поколениями и какие проблемы переживает школьник, из уст которого вы слышите мат
Защита от беды из трех букв
Корр.: - Мат всегда был частью русского языка. Что изменилось в его восприятии сегодня?
Психолог: - Еще пять лет назад ребенок мог использовать нецензурную брань как некую словесную границу, как способ обозначить дистанцию и защитить себя. Или, второй вариант, подобно взрослым людям с ограниченным словарным запасом, выражал с ее помощью свои эмоции. В последнее время мат стал носить демонстративный характер. И на это есть две причины. Во-первых, это внутренний протест, стремление разрушить рамки, в которые ребенка пытается загнать система образования. Я ярый противник ОГЭ и ЕГЭ, так как вижу в этих экзаменах противоречие федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения, суть которого в том, чтобы научить ребенка размышлять, искать вариативные ответы. ОГЭ и ЕГЭ не предполагают самостоятельности. Дети не дураки, они видят, что это бутафория. К этому добавляется страх, что ты не сдашь, а ведь экзамен из года в год усложняют.
Во-вторых, сейчас в школе учатся дети тех, кто вырос в 90-е. Чем принципиально отличался тот период от советского времени? В 90-е каждый был сам за себя, и даже от друзей можно было услышать: «Это твои проблемы». Социальная автономия привела к тому, что дружеские и родственные связи разрушились и человек стал волком-одиночкой. Он постоянно огрызается и не умеет дружить с миром, у него нет такого навыка, надо приобретать. Соответственно, и своим детям дети 90-х не могут его передать. Многие родители знают, что их дети ругаются матом, и, если мы им жалуемся – мол, ваш ребенок матерится, нет реакции «Ничего себе!». Вместо этого - «Пройдет, перерастет». У них нет понимания, что ребенок в такой культуре не должен воспитываться.
Корр.: - Есть ли в таком случае вообще смысл разговаривать с родителями?
Оля (имя и класс изменены по ее просьбе): - Можно я отвечу на этот вопрос? Если родители никак не реагируют на новость о том, что их ребенок матерится, то наверняка бесполезно работать и с ребенком, и с родителями. Подойдите к любому моему ровеснику, спросите: «Ты как к мату относишься?» Ответом будет: «Я нормально отношусь». И я нормально отношусь. Давно нет в этих словах чего-то особенного. Да, вроде бы ругательство, ну набор звуков, но не волшебные же слова.
Вы рассказываете про школу, а я с позиции школьника могу сказать, что мы не только в школе живем, наша жизнь ей не ограничивается. У нас есть дом, друзья. И чем младше дети, тем больше я замечаю, как им сложно. По пятиклашкам, которые пришли в начале этого года, видно, что они выживают. Мы закончили 9 класс. Половина из моих ровесников ведет себя как быдло, потому что так легче. Потому что среди друзей мы вынуждены быть одними, среди взрослых притворяться другими, в школе третьими. Мы подростки, самое главное, что у нас в голове, – это найти себя. А мы везде вынуждены притворяться. Большинство моих ровесников в отчаянии потому, что их очень сильно запугали, что приходится выживать, а жизнь – она вот, уже сейчас.
Мы вынуждены подстраиваться под собственную семью, у нас нет никакого выбора. В школе мы вынуждены подстраиваться под экзамены. Я ничего не имею против ОГЭ и ЕГЭ, нормальная вполне вещь, но подготовка, которая нас ожидает, самая тяжелая. Вы сказали, что эти экзамены – бутафория, но большинство детей вообще этого не понимает. Если не получается какое-то задание, начинаются слезы, истерики, репетиторы. И потихоньку там подстроился, здесь подстроился, и начинается тотальная лживость. И ребенок мало того что забыл, что себя надо искать. Он начинает думать только о том, как выжить. Когда нет сил, у человека возникает вопрос: зачем мне это делать? Зачем сдавать ЕГЭ? Скажут: поступить в институт. А зачем? Ответа нет.
Мат – это защита, когда приходит отчаяние. Любое поведение, которое включает в себя употребление мата, – это способ выкрутиться из ситуации. Мат – это вообще не проблема по сравнению с тем, что действительно происходит в головах школьников.
Корр.: - Я была первым поколением выпускников, которые сдавали ЕГЭ. Тогда у меня не было ощущения, что надо выжить, и не возникало вопроса, зачем поступать в институт. Что изменилось, ведь прошло не так много времени?
Психолог: - Те годы были экспериментальными, все жили с ощущением некой новизны, в предвкушении, что вот-вот что-то будет. Вы ждали, что ЕГЭ принесет результат. Нынешние дети не верят в то, что этот экзамен откроет перед ними двери в светлое будущее. Ну повлияют их результаты на поступление, но учеба в институте и диплом не повлияют на уровень жизни – можно быть врачом или профессором и получать мизерные зарплаты. Школьники наблюдают за другими и видят, что на хорошую работу чаще всего устраиваются по блату и достижения особой роли не играют, а значит, высшее образование потеряло свою ценность.
Мат как искусство
Корр.: - Каково влияние на молодежь современной массовой культуры, когда, например, в песнях мат даже не запикивают?
Оля: - Это важный момент. Блогеры, которых мы смотрим и слушаем, примерно вашего возраста, им около тридцати, и они используют мат по-всякому: разумно и неразумно. Мы за ними, конечно, повторяем. Кроме того, изменилось восприятие мата в обществе. Сейчас считается классным виртуозное владение матом, умение сказать что-то в тему, харизматично. Это как очень странное искусство. Вот раньше люди учились петь или искусно формулировать предложения. Сейчас то же самое с матом. Я часто слышу: посмотри, как красиво он матерится! Человек может как быдло выражаться, а может два слова вставить, и вся речь заиграет.
Психолог: - «Красиво материться» - надо же, и такое выражение есть…
Оля: - У подростков есть культ страдания. Слово «безысходность» раньше было нашим любимым. Когда ты не можешь ничего сделать с тяжелой ситуацией, ты либо страдаешь и умираешь, либо превращаешь это в искусство. Так же и с матом. Мы его никогда не искореним, так давайте будем это делать хотя бы красиво.
Уральский феномен
Корр.: - Это по всей стране так?
Психолог: - Я социальных исследований не проводил, но, по моим наблюдениям, от региона к региону ситуация развивается по-разному, и не везде мат распространен так сильно, как у нас. В Воронежской области, по словам моих коллег, дети такого в школах себе не позволяют. В Пермском крае, если по коридору идет педагог, школьники матом не ругаются.
В Свердловской области исторически много было ссыльных, раскулаченных, а в наши дни располагается много тюрем. И это скрытое недовольство, скрытая агрессия всегда были. Как только появилась возможность эту агрессию проявить, она сразу нашла себе выход. Недаром писатель Алексей Иванов говорил о том, что на Урале сложилась удивительная горнозаводская цивилизация. В России больше такого нет нигде. Это, по сути, феодальный строй, когда вокруг завода возникало поселение и люди были привязаны к производству. Его особенность – рабство. Внутренняя злоба вылезает сейчас. С другой стороны, и энергии у людей очень много. И их трагедия выходит наружу. Я могу говорить только о специфике той местности, где я нахожусь.
Корр.: - Здесь на уроках дети могут материться?
Психолог: - Бывает иногда. Можно сказать, в целом упал авторитет учителя. Мне кажется, ученики не уважают учителей за то, что те работают в школе за нищенскую зарплату. Не только нас, но и медиков, ученых. Возникает еще одно противоречие: дети вынуждены нас слушаться, а на самом деле не уважают учительскую профессию, но могут уважать конкретного педагога за личные качества.
Оля: - Мы не то чтобы не уважаем, нам их жалко. Мы стараемся относиться к учителю в первую очередь как к человеку. Понимаем, что учитель может прийти уставшим, что могут быть разные обстоятельства. Мы стараемся вести себя тихо на уроке. Но такое появляется скорее в старших классах, когда остаются уже более-менее адекватные люди.
Корр.: - Возникает желание переехать куда-то, где ситуация лучше?
Оля: - Почти никто [из моего круга] не собирается оставаться в этом регионе. Но куда бежать - очень интересный вопрос. Никто никогда не говорит о Москве, никто туда не хочет. У нас нет денег на Москву, туда нужно ехать с деньгами и связями. В Питер хотят, но большинство хочет жить не в столице, а просто в другом городе.
Корр.: - Есть ощущение, что, если вырвешься из среды, перестанешь ругаться матом?
Оля: - Мой круг общения ругается матом не потому, что так делает кто-то еще, а чтобы выжить. Поэтому вне зависимости от среды мы как ругались, так и будем это делать. Чтобы вырваться, нужно не регион менять, а себя. У тебя должны быть нечеловеческие способности, много сил.
Ты реально крут, если НЕ материшься
Корр.: - В мои школьные годы считалось, что нецензурная брань - это круто. Я была отличницей, но тоже материлась, чтобы быть «своей» в компании…
Оля: - У нас считается, что круто НЕ ругаться матом. Мы понимаем, что ругань - это не то, куда надо стремиться. Отсутствие нецензурной лексики в речи говорит о том, что человек, который вырос в среде, где все вокруг матом так и шпарят, смог это не перенять, у него серьезные личные границы. Или он из себя эту привычку вывел. Это какая сила воли должна быть! Он отличается от массы. Он не волосы покрасил в фиолетовый, а матом не ругается.
Все посылают всех
Корр.: - Раньше матом в основном разговаривали люди из социально неблагополучных семей. А сейчас?
Психолог: - Сейчас вообще без разницы, никакой привязки к этому нет. Социальное благополучие родителей дается через лживое поведение, дети все это видят. У родителей у самих масок много. Ребенок понимает, что это лицемерие по отношению друг к другу и что старшие члены семьи сами своему ребенку врут.
Оля: - Наверное, роль родителей не просто снизилась, а упала почти в ноль. Дети в моем классе выражаются о родителях только в негативном плане. Если это подростковая болезнь, ее, наверное, не должно быть в благополучных семьях, но она присутствует абсолютно везде. Мы видим, что нас обманывают. Кому-то мама говорит «никогда не матерись», а сама матерится.
Корр.: - Ты используешь мат при родителях?
Оля: - При них не могу, но знаю, что есть исключения. Знаю, что некоторые могут при родителях пару словечек сказать и за это ничего не будет. Чем старше, тем спокойнее родители реагируют. Они уже знают, если ребенок курит или пьет.
Корр.: - Что не так с родителями?
Психолог: - Взрослые тоже поставлены в ситуацию выживания. Сейчас ценности семьи как таковой нет. Семья стала видом делового партнерства, а не местом, где друг за друга переживают. Ребенок не получает должной поддержки.
Оля: - Насчет поддержки – ее действительно нет. Нам говорят: «Обязательно старайся». Но родители больше переживают не за ребенка, а за то, что «вдруг кто-то скажет, что я плохая мать или плохой отец». За статус переживают, за внешнюю оболочку, а не за реальную проблему.
Корр.: - Когда-нибудь ты сама станешь мамой. Ты думала, как выстроить отношения с ребенком, чтобы не было такой ситуации?
Оля: - Я не хочу быть родителем. Мне кажется, что дети – это вообще не для всех. Люди детей даже не рожают сейчас, а «делают». А что с ними потом происходит - неважно. Желания такого нет. Я поняла это лет в 13. Такая позиция не у многих, но она встречается гораздо чаще, чем раньше. Родить человека, чтобы он страдал? Нужно быть уверенным, что все будет хорошо.
Корр.: - Вопрос к специалисту. Что-то со временем может поменяться? Может, следующее поколение будет чувствовать себя не таким брошенным и непонятым?
Психолог: - Я верю в то, что жизнь нас почистит каким-то образом. Заставит нас переосмыслить, что мы такое в этом мире. Но пока я думаю, что лучше не будет. В этом вопросе я, можно сказать, пессимист.
Беседовала Елена ЧЕТКОВА